Журнал “ММ. Деньги и технологии”,
ноябрь-декабрь 1999 года


ИНДУСТРИЯ
Инвестиции в космической отрасли

ВЫБОР "ХАРТРОНА"

Что делать, если технологии предприятия опережают потребности страны на десятилетия?

ОАО "Хартрон" - одно из немногих отечественных предприятий, способных участвовать в международных коммерческих космических проектах. В Украине его потенциал остается невостребованным. Но правительство страны никак не поставит классическую запятую в резолюции: "Продать нельзя использовать".

Один из самых крупных в СНГ производителей систем управления космическими аппаратами ОАО "Хартрон" с самого начала приватизационных процессов в Украине повел активную политику за разгосударствление предприятия.

Только таким образом, считает его руководство, можно повысить эффективность управления, привлечь целевые кредиты и инвестиции, что в конечном счете обеспечило бы жизнедеятельность "монстра" в современных условиях.

Но когда в июне на продажу был выставлен контрольный пакет акций ОАО "Хартрон", Кабинет Министров Украины в последний момент издал распоряжение об увеличении доли государственной собственности в уставном фонде предприятия до уровня 50% + 1 акция.

Руководству "Хартрона" пришлось обратиться к правительству с просьбой пересмотреть принятое решение. Кабинет Министров согласился это сделать, но при условии, что будет предоставлено официально подписанное соглашение будущего инвестора, подтверждающее серьезные намерения о сотрудничестве.

Реальным инвестором и покупателем двух пакетов акций предприятия по 24,78%, стоимостью $5млн. каждый (при условии, что за государством остается лишь 25% + 1 акция), являются Российское космическое агентство и Государственный космический научно-производственный центр им. Хруничева. В результате льготной подписки и сертификационных аукционов 25% акций предприятия перешло к частным владельцам (номинальная стоимость акции - 0,25 грн.). Остальные 75% - в собственности государства.

Сегодня ОАО "Хартрон" поставлено перед выбором: либо его контрольный пакет акций покупает российский инвестор, и предприятие получает импульс к дальнейшему развитию, либо пакет остается у государства, а предприятие - без реальных шансов на инвестиции.

Старый друг лучше новых двух

"Хартрон" с Российским космическим агентством и Государственным космическим научно-производственным центром им. Хруничева сотрудничает уже около 40 лет. И сейчас российские партнеры обеспечивают стабильные заказы украинскому предприятию. По некоторым данным, Россия имеет около 200 ракет SS-18 и до 2007 года планирует провести 187 коммерческих запусков. Цена одного запуска - $14-16 млн. А во время телемоста между Россией и Украиной летом этого года генеральный директор РКА Юрий Коптев сказал, что в рамках совместных действий существуют реальные шансы занять на мировом рынке около 25-27% общего объема запусков. Это привлекательная возможность, поскольку рынок услуг по запуску спутников оценивается в $2 млрд. в год.

Российская сторона не менее заинтересована в украинском партнере. По оценкам независимых экспертов, программно-технический комплекс по созданию автоматизированных систем управления технологическими процессами конкретных производств не уступает по основным характеристикам подобным комплексам ведущих зарубежных фирм, а его продукция при тех же параметрах стоит на 20-30% дешевле.

Даже после развала Союза "Хартрону" удалось сохранить научно-технический потенциал и остаться одним из немногих в СНГ эффективно работающих предприятий.

Если говорить о западных инвесторах, то, по оценкам независимых экспертов, у "Хартрона" нет никаких гарантий, что, купив акции предприятия, они будут вкладывать деньги в его развитие.

Этапы реструктуризации

Специальным указом Президента Украины на базе "Хартрона" решено было реализовать пилотный проект создания ОАО, схема которого впоследствии могла лечь в основу приватизации других мощных предприятий ВПК. Конверсия любого предприятия - довольно болезненный процесс как для него самого, так и для государства. Но в отличие от других предприятий "Хартрону" удалось найти пути развития в новых условиях. Во-первых, успешно провести реструктуризацию, а во-вторых, освоить современные основы менеджмента и маркетинга.

После распада СССР "Хартрон" прошел несколько этапов реструктуризации. В результате чего на его базе был создан холдинг, в который вошли 14 предприятий, являющихся юридическими лицами, со своими расчетными счетами и самостоятельной политикой поиска поставщиков, рынков сбыта, инвесторов под свои проекты. Таким образом, от централизованной системы распределения ресурсов всего предприятия каждое подразделение перешло на автономное самофинансирование и проводит относительно независимую экономическую и финансовую политику.

Хорошо продуманная реструктуризация предприятия принесла свои плоды. За последние годы налажена широкая кооперация с отечественными и зарубежными фирмами по реализации различных крупномасштабных проектов.

С 1994 года успешно функционирует на орбите автоматически управляемая станция "Коронас", предназначенная для изучения солнечной активности. А в позапрошлом году с системой управления "Хартрона" запущен космический аппарат "Купон" - первый элемент космического сегмента спутниковой связи и передачи данных "Банкир".

В настоящее время "Хартрон" создает системы управления для нового поколения астрофизических космических аппаратов в рамках программы "Спектр", в которой участвуют 18 государств, в том числе Россия, Украина, США, Япония, Израиль. Эти аппараты предназначены для изучения спектров электромагнитного излучения галактик, планетных систем и звезд, глобальной радио- и телесвязи, экологического мониторинга и для решения различных задач в интересах науки и народного хозяйства.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
ЩИТ ИЗ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

"Хартрон" основан в 1959 году как комплексное научно-производственное объединение по разработке, производству и эксплуатации автоматических систем управления ракетно-космическими комплексами. Единственное из украинских предприятий, оно входило в тройку ведущих фирм бывшего Союза в этой области.

Созданные "Хартроном" системы управления для межконтинентальных баллистических ракет (в том числе и для SS-18 серии "Сатана") внесли весомый вклад в ракетно-ядерный щит Советского Союза и в подписание договоров ОСВ-1 и ОСВ-2. Ракеты-носители ("Циклон", "Энергия" и др.) с системами управления, разработанными "Хартроном, вывели на орбиту около 1000 космических аппаратов, ими также оснащены около ста космических аппаратов серии "Космос".

"Хартрон" является единственной в мире фирмой, способной решать задачи автоматической стыковки в космосе тяжелых космических объектов весом до 20 тонн. Системы управления этого предприятия обеспечили успешное функционирование первых в мире тяжелых космических аппаратов. Одно из дочерних предприятий "Хартрона" принимает участие в проекте "Морской Старт".

Выгоды стратегических проектов

Как известно, в 1996 году была завершена десятилетняя программа по созданию многофункционального космического комплекса "Мир", в котором аппараты весом 100 из общих 120 тонн управлялись системами, разработанными и созданными "Хартроном" (модули "Квант", "Квант-2", "Кристалл", "Спектр", "Природа"). Этот опыт дал возможность Украине стать равноправным партнером России и США, когда возник проект строительства международной космической станции "Альфа".

По контракту с NASA и Boeing совместно с Государственным космическим научно-производственным центром им. Хруничева (Россия) в прошлом году осуществлен успешный запуск функционально-грузового блока "Заря" для международной космической станции "Альфа". Сейчас начат уже второй этап развертывания станции (полное развертывание планируется осуществить в 2004 году), который, по предварительным подсчетам, оценивается в $1,5 млрд. Первый этап обошелся в $100 млн. Благодаря этому проекту сотрудники "Хартрона" получали "живые" деньги на протяжении четырех лет.

Параллельно, в рамках совместного проекта с КБ "Южное" и итальянской фирмой "Фиат-Авио", создается унифицированная система управления для ряда ракет-носителей космического ракетного комплекса "Циклон-4".

В нынешнем году начата эксплуатация ракеты "Днепр-М". Этот проект является примером успешной конверсии, так как за базу взята межконтинентальная баллистическая ракета SS-18.Также продолжаются работы по преобразованию МБР SS-19 в ракеты-носители "Рокот" и "Стрела".

По утверждению экспертов, созданные системы управления для преобразования ракет-носителей обеспечат коммерческие пуски космических аппаратов нового поколения. В настоящее время существует большая потребность в запуске спутников связи, например, по проекту "Теледесик". Эти работы обеспечивает международная компания "Космотрас", одним из учредителей которой является "Хартрон".

ОПЫТ: РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ: ПЯТНАДЦАТЬ В ОДНОМ

На первом собрании акционеров АО "Хартрон" был утвержден план реструктуризации, в результате которого создано 14 подразделений в виде ЗАО (контрольный пакет акций каждого - у АО "Хартрон"). Среди них - "Хартрон-Альфа" (системы управления воздушным движением), "Хартрон-Аркос" (системы управления космической техникой, системы диагностики основного и технологического оборудования АЭС), "Хартрон-Дельта" нынче преобразован в "Элон-ТТ" (системы управления технологическими процессами транспорта газа и нефти, коксохимии, черной металлургии, промышленных ПЭВМ), "Хартрон-Инкор" (релейная защита аппаратуры энергообъектов), "Хартрон-Плант" (системы управления для различных отраслей народного хозяйства, автомобильная электроника), "Хартрон-Сигма" (испытательный и сертификационный центр радио-электронной аппаратуры на ЭМС), "Хартрон-Спарк" (системы и приборы для автоматики и энергоснабжения в авиационной и ракетно-космической технике), "Хартрон-Энкос" (цифровое оборудование систем управления технологическими процессами АЭС), "Хартрон-Элтика" (приборы для систем управления ракетно-космической техникой, автомобильная электроника, медицинская аппаратура), "Вестрон" (СП с Westinghouse, комплексы для автоматизированных систем управления технологическими процессами АЭС), "Хартрон-Орбита" (спортивно-оздоровительные и гостиничные услуги), "Хартрон-Виолис" (оздоровительный комплекс на Азовском море), "Хартрон-Электросвязь" (услуги связи, включая Internet и E-mail).

Недавно было создано еще два подразделения - "Хартрон-Экспресс" (системы автоматизированного контроля и диагностики пассажирских вагонов для железной дороги) и "Хартрон-Энерго" (аппаратура для автоматизированных систем управления энергообъектами с использованием аналогового оборудования). В то же время было ликвидировано созданное ранее предприятие "Хартрон-Транс", предоставлявшее транспортные услуги.

Высокие технологии и "живые" деньги

Накопленный уникальный научно-технический потенциал позволил "Хартрону" подключиться к решению различных народно-хозяйственных задач.

По мере сокращения государственных заказов по космической тематике почти в 7-8 раз, на предприятии начали развивать новые направления: производство автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) для атомных и других электростанций, коксохимических и металлургических комбинатов, газотранспортных систем и железной дороги.

Весьма перспективным сегментом рынка для "Хартрона" является реконструкция АСУ ТП на атомных электростанциях Украины. Поэтому еще в 1994 году совместно с американской Westinghouse было создано СП "Вестрон" (распределение долей в уставном фонде: 40% - "Хартрон" и 60% - Westinghouse). Системы контроля и управления поставлены на Запорожскую, Южно-Украинскую, Хмельницкую и Чернобыльскую АЭС, что значительно повышает безопасность их работы.

Специалисты утверждают, что если бы такая аппаратура в свое время использовалась на Чернобыльской станции, то аварии удалось бы избежать. Например, система представления параметров безопасности, разработанная харьковчанами, значительно облегчает работу операторов АЭС и мгновенно сигнализирует о неполадках в работе всех блоков и систем. Сейчас работы по внедрению такого оборудования ведутся на Ровенской АЭС. За пять лет предприятие выполнило заказы на сумму $3-4 млн.

По словам генерального директора СП Михаила Чернышова, "Вестрон" является уникальным примером стратегического и плодотворного сотрудничества с западными фирмами в области высоких технологий, но основной проблемой является то, что отечественные АЭС расплачиваются за поставленное оборудование "электроденьгами", зачетами, только не "живыми" деньгами.

Глава правления АО "Хартрон" Яков Айзенберг неоднократно упоминал, что западные страны в безопасность украинских атомных станций вложили больше, чем сама Украина. Сегодня "Вестрон" выживает за счет денежных заказов на поставку оборудования для отечественных электростанций от иностранных государств в рамках предоставления помощи Украине. Часть разработок "Вестрона" идет на экспорт по заказу компании Westinghouse. В частности, отдельные работы ведутся на Курской и Ленинградской АЭС (Россия), на Темелинской (Чехия) и Игналинской (Литва) АЭС.

"Вестрон" стал одним из первых в Украине совместных предприятий, созданных с использованием средств так называемого фонда Нанна-Лугара, который для реализации этого проекта открыл кредитную линию для Westinghouse на сумму $5млн. Реальные инвестиции со стороны Westinghouse в СП составляют около $3млн. По оценкам специалистов Минобороны США, которые курируют проекты Нанна-Лугара, создание этого СП признано самым успешным в СНГ.

Кроме этого, совместно с Госдепартаментом авиационного транспорта "Хартрон" проводит работы по модернизации и развитию современного аэронавигационного обслуживания в воздушном пространстве Украины, участвует в создании аэродромных автономных комплексов нового поколения. Системы управления, созданные "Хартроном", работают и на объектах нефтегазовой промышленности России и Украины, на Новолипецком металлургическом комбинате.

В настоящее время "Хартрон" активно сотрудничает с Харьковским заводом имени Малышева. В рамках пакистанского заказа разрабатывает и изготавливает бортовые вычислительные спецсистемы для танков.

Анализируя деятельность "Хартрона", специалисты NASA и Boeing отмечают, что система качества, применяемая им при разработке программ и производстве оборудования, не только соответствует международным стандартам серии ISO 99001-9004, но и превышает требуемую в данной отрасли.

Учитывая возможности этого предприятия, к нему проявляют интерес и новые зарубежные компании. Один из последних знаков внимания принадлежит немецкой Telesens GmbH, которая специализируется на компьютерных технологиях в сфере телекоммуникаций. Сейчас ведутся совместные исследования и разработки в сфере передачи и обработки информации, связанной с учетом потребления газа, воды, тепла, электроэнергии.

Возможности "Хартрона" весьма широки. Но без поддержки государства или масштабных инвестиций сохранить его конкурентоспособность на мировом рынке высоких технологий нереально.

P. S.

КОММЕНТАРИИ:
Экономика прежде всего

"Приоритет технических и экономических вопросов над политическими может быстро принести весомые плоды, - заявил в разговоре с Д&Т директор по маркетингу АО "Хартрон" Александр Бек. - Поэтому мы заинтересованы в российских партнерах. Мы столько всего сделали вместе. И продажа им больших пакетов акций (поскольку малые никому не нужны) - единственная возможность спасти АО. Несмотря на то, что объем реализации продукции в 1998 году остался на уровне предыдущего года - 54 млн. грн., год все-таки закончился с потерями, поскольку "живых" денег за реализованную продукцию практически не было. А россияне дают реальные деньги, и немалые. И с годами продать акции завода будет еще сложнее, поскольку оборудование на предприятии должно периодически обновляться. Все это заставляет настаивать на скорейшей приватизации предприятия".

Елена Маковая

К списку публикаций 1999 года >>

ЭФФЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
ООО Вестрон

Телефон: +380-57-717-0601
Украина, г. Харьков, 61070,

Телефон/факс: +380-57-717-7956
ул. Академика Проскуры, 1

E-mail: office@westron.kharkov.ua