Газета "Вечерний Харьков",
27 февраля 2001 г.

Чтобы не обесценилась жемчужина в космической короне Украины

Случайно или нет, но так уж вышло, что губернатор провел деловую встречу в ОАО "Хартрон" с его управленческой элитой 21 февраля. А накануне - 20-го Российское космическое агентство хотя и без особой помпы, но все же отметило 15-летие бессменной вахты космической орбитальной станции "Мир". К этому неординарному событию в истории мировой космонавтики (станция отслужила более трех гарантийных сроков) напрямую причастны и харьковские приборостроители. Судите сами: в общей массе 120-тонного "Мира" 100 тонн приходится на долю пяти модулей - "Квант", "Квант-2", "Кристалл", "Спектр" и "Природа". И все операции по маневрированию, сближению и стыковке с "Миром" этих многотонных космических аппаратов были безупречно выполнены (в автоматическом режиме!) благодаря созданным в Харькове системам управления. К сожалению, ничто не вечно в подлунном мире. И "Мир" в том числе. Его судьба уже предрешена: в один из мартовских дней космический трудяга найдет свое последнее пристанище на дне Тихого океана.

Уникальный опыт "Хартрона" в области создания систем управления высоко ценят не только в России, но и в США. Именно руководство НАСА поставило перед российской стороной условие: привлечь харьковскую космическую фирму к реализации самого крупного внеземного проекта – к "строительству" на орбите международной космической станции "Альфа". И ставка, сделанная заокеанскими партнерами России на "Хартрон", полностью себя оправдала. Созданные его специалистами системы управления позволили успешно осуществить в ноябре 1998 года стыковку российского функционально-грузового блока с американским переходным отсеком "NODE-1". А в июле прошлого года состоялась в автоматическом режиме стыковка служебного модуля "Звезда" с МКС "Альфа".

Что еще в сегодняшнем активе наших земляков?

Харьковские мозги

В прошлом году российский космический научно-производственный центр им. Хруничева начал успешную эксплуатацию ракетного комплекса "Рокот" с системами управления "Хартрона". Харьковскими системами управления оснащаются и ракетно-космические комплексы "Днепр", создающиеся на базе межконтинентальных баллистических ракет СС-18 (по классификации НАТО). "Сатана" - так окрестили американцы эти ракеты за их поистине апокалиптическую разрушительную мощь. Один такой носитель может доставить в любую точку земного шара 10 водородных бомб. До 2008 года все оставшиеся в России полторы сотни этих монстров должны быть сняты с боевого дежурства. Чтобы не пускать их под копер, россияне по согласованию с американцами занимаются сейчас трансформированием боевых МБР в ракетоносители легкого класса для выведения космических аппаратов на околоземные орбиты. В этой работе участвуют КБ "Южное" и "Хартрон". С учетом новых требований харьковчане дорабатывают конструктивную часть системы управления и готовят новое программно-математическое обеспечение.

Первый коммерческий запуск "Днепра" с английским спутником состоялся в апреле 1999 года, а в сентябре 2000-го были выведены на орбиту пять космических аппаратов (два - итальянских, два - Саудовской Аравии и один - малайзийский).

Нынешней осенью планируется еще один запуск "Днепра" с Байконура с шестью космическими аппаратами (США, Италия, Саудовская Аравия). В этом же году российский "Рокот" с электронными мозгами хартроновского производства выведет на заданную орбиту американский аппарат "Быстрая птица" для съемки рельефа Земли, а второй запуск зарезервировала за собой Германия (космический аппарат "Грейс" - измерение гравитационного поля Земли). Еще три запуска спутников осуществят в 2001 году сотрудничающие с "Хартроном" другие космические фирмы России - НПО машиностроения и НПО им. Лавочкина.

С точки зрения непрофессионала - вроде бы ой как здорово! А для спецов "Хартрона" - полный обвал. Если сравнить нынешний год с былыми – союзными временами, то окажется, что участие харьковских разработчиков систем управления в планируемых пусках ракетоносителей уменьшилось более чем в 10 раз. А что касается Национального космического агентства Украины, то за все годы независимости хартроновцы не получили от него ни одного заказа и, соответственно, ни гроша. Примерно такая же картина с бюджетным финансированием "неземной" тематики характерна и для всей ракетно-космической отрасли. О том, каким образом пытаются самосохраниться входящие в ее состав предприятия, институты и КБ, мы уже рассказывали со ссылкой на опыт Харьковского НИИ радиотехнических измерений. И сам "Хартрон" сумел выжить в экстремальных условиях во многом благодаря российским заказам и реструктуризации своего наукоемкого производства, определению новых приоритетов именно с учетом конъюнктуры рынка. Созданные под одним фирменным флагом, но отпущенные в автономное плавание два десятка структур занялись коммерциализацией собственных разработок двойного назначения, сами ищут и находят купцов на свой высокотехнологичный товар. Ну а те, кому сие не удается, увы, вынуждены сходить с рыночной сцены.

Пока что "Хартрону" во главе с академиком Яковом Айзенбергом при мощной организационной поддержке соратников-единомышенников удается (пусть и с большим трудом) сохранить интеллектуальное ядро большой группы разработчиков космических систем управления. И пока что это направление по-прежнему остается главенствующим, профильным. Но в его рамках и наряду с ним получили статус приоритетных научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по энергетической и транспортной тематике. Выполняются они, как правило, с использованием информационных технологий, а это верная гарантия высокой эффективности и конкурентоспособности.

"В энергетику мы влезли очень основательно", - отметил в своем выступлении гендиректор фирмы Я.Е.Айзенберг. И вынул из своей колоды аргументов "Вестрон" в качестве козырного туза.

Козырный туз

Напомню, что эта не совсем обычная для ранее закрытых "почтовых ящиков" структура была создана в 1994 году совместно с американской корпорацией "Вестингхауз" - мировым лидером в области атомной энергетики. Созданный на базе "Хартрона" консорциум для "конструирования" имени собственного позаимствовал у фирм-учредителей фрагменты их названий - "Вес + трон". Получив прямой доступ к технологии "Вестингхауза" и пройдя соответствующую стажировку, вестроновцы уже самостоятельно, причем в рекордно короткие сроки освоили процесс создания самых что ни на есть современных автоматизированных систем управления технологическими процессами для атомных электростанций. Если бы украинские АЭС располагали необходимыми финансовыми ресурсами, то комплексную модернизацию их систем управления "Вестрон" мог бы полностью завершить еще два-три года тому назад. Но не случилось: кошельки у атомных станций оказалась не слишком пухлыми. А чтобы АЭС окончательно не протянули ножки по примеру Чернобыльской АЭС, американское правительство через "Вестингхауз" частично оплачивает работы, выполненные "Вестроном". У этой филантропии легкоугадывающаяся подоплека. Соединенные Штаты, на чьей территории действует больше cотни АЭС (если точно - 109), весьма опасаются повторения в Украине очередной техногенной катастрофы. Это сразу же и крайне негативно скажется на степени доверия "пересiчних" американцев к декларируемой безопасности собственных атомных станций. В Америке с общественным мнением вынуждены считаться даже такие мощные корпорации, как "Вестингхауз". Но вернемся к проблемам нашей ядерной безопасности.

Какие планы у "Вестрона" на год нынешний? И насколько результативно его коллектив завершил 2000 год? На эти вопросы я попросил ответить генерального директора "Вестрона" Михаила Чернышова.

Начну с того, что в прошлом году консорциум "Вестрон" был перерегистрирован в общество с ограниченной ответственностью. Это позволило существенно увеличить уставный капитал. Дополнительные инвестиции в уставный фонд поступили от "Вестингхауза". В целом за прошлый год, итожит Михаил Анатольевич, мы увеличили объем продаж изготовленной электронной продукции в полтора раза. Благодаря этому уже сегодня на девяти ядерных энергоблоках действуют наши системы представления параметров безопасности. В этом году поставим еще две такие системы на Запорожскую АЭС и тем самым закончим одно из основных направлений своей работы.

Сейчас выполняем еще один, тоже очень сложный и ответственный заказ тех же запорожцев: создаем мощную информационную магистраль. В зоне ее непрерывного контроля будет находиться функционирование всех шести энергоблоков-"миллионников" ЗАЭС. Рассчитываем также начать в этом году модернизацию устаревших информационных систем одиннадцати энергоблоков.

- А в сотрудничестве с "Вестингхаузом" уже нет нужды?

- Нет, с американцами мы не порываем связей. Закупаем у них некоторые электронные компоненты, необходимые для работы. А заокеанская корпорация, в свою очередь, привлекает "Вестрон" к выполнению своих проектов. Наши специалисты очень высоко котируются. В прошлом году совместно с "Вестингхаузом" "Вестрон" участвовал в модернизации систем управления АЭС в России, Литве, Чехии, Швеции. В этом году вместе с американцами продолжим работы по реконструкции информационных систем на Ленинградской АЭС.

Вернемся к выступлению Я.Е.Айзенберга. Сделав акцент на том, что XXI век - век информационных технологий и без широкого проникновения их во все сферы народного хозяйства Украине ничего не светит, гендиректор в подтверждение слов о высокой отдаче от затрат на электронизацию привел такой пример. Разработанная в "Хартроне" и внедренная в одной из котельных Чигирина информационная технология управления топливным циклом позволила на треть сократить потребление электроэнергии, расход топлива уменьшен на пять процентов, вдвое продлен срок службы аппаратуры. Заметно возросла и степень надежности основного оборудования: межремонтный период увеличен в два раза.

А что же Харьков и малые города региона? Неужели для Харьковщины проблемы энергосбережения уже не актуальны?

На этот момент обратил внимание руководства "Хартрона" Евгений Кушнарев в своем выступлении. "У вас есть огромные резервы для внутриобластной кооперации, - подчеркнул губернатор. - Это подтверждает и опыт сотрудничества с ТЭД-5, где реализуются уникальные наработки вашей фирмы. Нужно распространить такой опыт и на другие объекты - облэнерго, нефтегазового комплекса области, железнодорожный транспорт. Словом, следует больше думать о Харьковщине, нужно повернуться лицом к ее проблемам. Конечно же, здесь требуется встречное движение. Именно такой подход демонстрирует руководство Южной железной дороги".

Для транспорта наземного и воздушного

Действительно, с Южной магистралью у "Хартрона" отношения складываются более чем дружественные. Может, потому, что из всех реальных партнеров именно железнодорожники наиболее обязательны и аккуратны в расчетах за выполненные для них работы. Только за последние два года хартроновцы изготовили по их заказу 250 станций пожарной сигнализации, почти столько же будет поставлено в этом году. В четыре раза (в сравнении с прошлогодним) возрастет количество изготовленных распределительных шкафов для пассажирских вагонов купейного типа. И российские коллеги "южан" тоже не прочь "состыковаться" с "Хартроном". К примеру, Московская железная дорога оформляет сейчас с ним договор на поставку оборудования для ста вагонов. Из числа новых разработок, реализуемых "Хартроном" в этом году, особо следует выделить электрооборудование для первого отечественного вагона, изготовленного Крюковским вагоностроительным заводом. Будет изготовлено и поставлено электрооборудование опять-таки для первого отечественного плацкартного вагона с системой кондиционирования воздуха. Осваивается выпуск комплектов преобразователей для холодильников, микроволновых печей и видеоаппаратуры, унифицированных сантехнических комплексов для пассажирских вагонов, электро- и дизель-поездов.

Попутно отметим, что после завершения деловой встречи принявшие в ней участие начальник управления территориально-отраслевого объединения ЮЖД Виктор Остапчук и генеральный директор "Хартрона" Яков Айзенберг скрепили своими подписями договор о сотрудничестве в 2001 году. В нем, помимо всего прочего, предусмотрено изготовить и ввести в действие микропроцессорное устройство релейной защиты и автоматики "Диамант", а также систему автоматизированного контроля доступа пассажиров к посадочным платформам станции Харьков-Пассажирский.

В зоне коммерческого интереса "Хартрона" находится и воздушный транспорт. В частности, по заказу Министерства обороны Украины создан аэродромный автоматизированный комплекс "Свитязь". Эту первоклассную разработку решено рекомендовать к использованию при модернизации и реконструкции Харьковского международного аэропорта.

Что любопытно, космические заделы были востребованы и малышевцами. По их заказу хартроновцы создали танковый баллистический вычислитель, предназначенный для обеспечения точности стрельбы с места и на ходу. На производственной базе "Хартрона" налажено серийное изготовление этих наукоемких изделий. В рамках межгосударственного контракта завод имени Малышева поставил в Пакистан более полусотни танков Т-80УД, укомплектованных хартроновскими корректировщиками огня. Они могут быть широко использованы и при модернизации танков Т-64 и Т-72, находящихся на вооружении украинской армии.

По итогам проведенного совещания принято решение поручить "Хартрону" совместно c заинтересованными предприятиями топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи подготовить для формируемых региональных и отраслевых программ предложения, нацеленные на широкое использование современных конверсионных разработок при реконструкции действующих и оснащении новых промышленных объектов. Содействовать наведению мостов между потенциальными партнерами вменено в обязанность управлению промышленности, транспорта и связи облгосадминистрации.

Кто мешает приватизации?

И напоследок - о проблемах.

Их, как и у любого другого предприятия, в "Хартроне" с избытком. Но как ни сложна финансовая ситуация, приборостроители никому ничего не должны. Нет задолженности и по зарплате. Хотя ее величина, по горькому признанию Якова Айзенберга, до неприличия мала для специалистов такого класса. И все же какой-то просвет в зарплатном тоннеле вроде бы появился. Намного сложнее с сохранением космического профиля уникальной фирмы.

- Чтобы продолжать работу на космос, - сказал мне в интервью первый заместитель председателя правления ОАО "Хартрон" Григорий Лящев, - нужен инвестор. И не простой, а стратегический. То есть имеющий, помимо финансовых ресурсов, не менее чем десятилетний опыт активной деятельности на рынке ракетно-космической техники. Вот тогда будет результат. А придет какой-нибудь мясник-толстосум с Бессарабского рынка и начнет манипулировать акциями... В общем, реальный стратегический инвестор для нас возможен лишь один - Российское космическое агентство, под чьей эгидой находятся три наших традиционных партнера - Центр имени Хруничева, НПО машиностроения и НПО имени Лавочкина.

- В какой стадии переговоры?

- Они ведутся уже два года. Но пока безрезультатно.

- Почему?

- В процессе приватизации "Хартрона" пакет акций был распределен так: 15% оставлено за трудовым коллективом, 10% - в руках различных финансовых посредников, а 75% находится в собственности государства.

Мы предложили, я считаю, оптимальный вариант: оставить за государством в лице Национального космического агентства Украины блокирующий пакет (25% плюс одна акция), а 50% акций (тут я округляю) продать Российскому космическому агентству. Госбюджет получил бы немалые деньги, а "Хартрон" смог бы резко расширить масштабы и результативность своего участия в выполнении российских и международных космических программ. В течение двух лет мы трижды достигали принципиальной договоренности с россиянами и трижды вынуждены были давать отбой.

- И снова вопрос: почему?

- Несмотря на то, что президент Украины трижды отдавал распоряжение ускорить процесс приватизации "Хартрона", Кабмин и Фонд госимущества все никак не могут решить окончательно, какой же пакет акций уступить российской стороне. Решения принимаются и с интервалом в два-три месяца снова изменяются. В этих метаниях не столько здравого смысла и экономического расчета, сколько перестраховочной политики: мол, незалежна Украина может утратить контроль над стратегически важным объектом. Да ничего она не утратит! Ведь мы же предлагаем оставить в распоряжении НКАУ блокирующий пакет акций. Ну не представляет киевская чиновная братия, что именно позиция "собаки на сене" может бесповоротно похоронить наш последний шанс остаться и закрепиться на российском рынке космических услуг. Тогда уж точно на "Хартроне" как космической фирме можно будет поставить крест.

По своей тональности и содержанию эти рассуждения высокого профессионала были абсолютно созвучны с выступлением Якова Айзенберга, в чьей компетентности сомневаться тоже не приходится. Какой выход? Гендиректор "Хартрона" при всем честном народе обратился к губернатору с настоятельной просьбой использовать свой авторитет и административный ресурс для форсированного решения проблемы приватизации в верхних эшелонах власти. Ведь на кон поставлена судьба поистине уникального научно-производственного комплекса. Если же пустить все на самотек, то "Хартрон" - эта жемчужина чистой воды со временем может трансформироваться в ничего не стоящую блестящую стекляшку. А на такой товар давно уж нет спроса даже в Папуа - Новой Гвинее.

Владимир СОБОЛЕВСКИЙ

К списку публикаций 2001 года >>

ЭФФЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
ООО Вестрон

Телефон: +380-57-717-0601
Украина, г. Харьков, 61070,

Телефон/факс: +380-57-717-7956
ул. Академика Проскуры, 1

E-mail: office@westron.kharkov.ua