— Там было уникальное совпадение нескольких неблагоприятных факторов. Одним из них была потеря резервной системы электропитания. Как известно, обычно такие системы состоят из двух частей — аккумуляторных батарей, которые быстро разряжаются, и дизеля. Если не работает дизель, нет электроэнергии, питающей датчики и механизмы энергоблока. И тогда нельзя даже понять, что происходит… Кстати, в октябре на втором энергоблоке Ривненской АЭС были введены в опытную эксплуатацию два вестроновских комплекта оборудования системы автоматического управления резервными дизель-электрическими станциями (САУ РДЭС). Это все элементы системы безопасности… Отмечу, что с 2009 года «Вестроном» были изготовлены уже тринадцать комплектов такого оборудования для Армянской, Ривненской и Южно-Украинской АЭС.

— Так что за дизели здесь можно быть спокойными?

— Поверьте, не только за дизели…

— Но все стареет. Существуют проектные сроки работы энергоблоков АЭС.

— Потому идет практически непрерывный процесс модернизации оборудования. Что касается проектных сроков эксплуатации… Для украинских блоков ВВЭР-440 и ВВЭР-1000 он составлял тридцать лет. Но два года назад срок службы первых двух блоков Ривненской АЭС продлили еще на 10 лет. Для этого в Украине был проведен большой объем работ. В процессе реконструкции прошла замена устаревшего и выработавшего свой ресурс оборудования систем управления и контроля. В частности, «Вестрон» изготовил и установил на первом и втором энергоблоках системы управления резервными дизелями.

— Судя по всему, Михаил Анатольевич, вы уже стали специалистами по дизелям?

— Можно и так сказать. Но точнее — по системам автоматического управления резервными дизель-электрическими станциями. И вообще по системам безопасности АЭС. Недавно (скоро пройдут приемочные испытания) «Вестрон» начал поставки оборудования системы послеаварийного мониторинга для энергоблока №1 Южно-Украинской АЭС. Этот программно-технический комплекс предназначен для послеаварийного мониторинга реакторной установки во время и после проектных и запроектных аварий АЭС.

— Что-то мы опять заговорили об авариях…

— Чтобы они не произошли, во всем мире работают специалисты высокой квалификации. Но для того, чтобы не было неприятностей, мы обязаны об авариях думать и об их предупреждении говорить. Нет никаких сомнений в том, что в ближайшие десять-двадцать лет атомная энергетика будет оставаться главным производителем электроэнергии в Украине и ряде других стран.

— И уже в этом году начинается строительство двух энергоблоков на Хмельницкой АЭС… Между прочим, специалисты киевского института «Энергопроект» по поручению Министерства энергетики и угольной промышленности составили новую атомную карту Украины. И при этом вычислили семь самых удобных, по их мнению, площадок для новых АЭС. Две из них, как уже сообщала наша газета, в Харьковской области — у Краснопавловского и Червонооскольского водохранилищ. Не слышали, Михаил Анатольевич?

— Как видите, развитие атомной энергетики в Украине продолжается. Отказаться от использования атомной энергии, которая сейчас занимает 47% в энергобалансе Украины, невозможно и не целесообразно.

Аркадий ГЕНКИН

К списку публикаций 2012 года >>


Несколько дней назад НАЭК «Энергоатом» заключил с харьковским ООО «Вестрон» договор о поставках на блок №1 Южно-Украинской АЭС системы «черный ящик».
— Речь в данном случае идет об оборудовании, лишь отдаленно напоминающем «черные ящики», которые установлены на самолетах, — говорит генеральный директор «Вестрона» Михаил Чернышов. — Я имею в виду не внешний вид аппаратуры, разумеется. В нашем случае оборудование предназначено для хранения больших массивов информации о состоянии энергоблока до, во время и после какого-либо инцидента. Или лучше сказать — отклонения в работе блока.

— После этих ваших слов, Михаил Анатольевич, начинаю понимать ощущения тех, кто в ближайшее время ожидает конца света.

— Лично я, как, думаю, и вы, уверен, что до этого весьма далеко. Что касается АЭС, то их безопасность обеспечивается намного надежнее, чем может представить себе обыватель. И требования МАГАТЭ к безопасности работы атомных электростанций ужесточаются с каждым годом. Хотя уже давно были предусмотрены самые невероятные варианты, включая, к примеру, падение самолета на энергоблок.

— Тем не менее, авария на японской «Фукусиме» была совсем недавно.
Зачем на АЭС «черные ящики»?

ЭФФЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ
ООО Вестрон

Телефон: +380-57-717-0601
Украина, г. Харьков, 61070,

Телефон/факс: +380-57-717-7956
ул. Академика Проскуры, 1

E-mail: office@westron.kharkov.ua
ПУБЛИКАЦИИ